Понедельник, 29.04.2024, 02:39
Приветствую Вас Гость | RSS

Центр образования №196

Мини-чат
Форма входа

Советы психолога

Как помочь детям подготовиться к экзаменам.

 

Самое главное в ходе подготовки к экзаменам - это снизить напряжение и тревожность ребенка, а так же обеспечить подходящие условия для занятий.

 

·        Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибок.

·        Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате экзамена. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то подросток, в силу возрастных особенностей,  может эмоционально "сорваться".

·        Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния  подростка, связанное с переутомлением, стрессом.

·        Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните, что обязательно чередовать занятия с отдыхом. Оптимальный режим занятий – 40 минут, 10 минут перерыв. В перерыве лучше заняться не умственной, а физической деятельностью: помыть посуду, громко спеть свою любимую песню, потанцевать, слепить из газеты свое настроение, порисовать. В зависимости от того, кто ваш ребенок – «жаворонок» или «сова», пусть занимается преимущественно утром или вечером

·        Днем можно (и нужно) заниматься и «совам», и «жаворонкам».

·        Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Хорошо бы ввести в интерьер для занятий желтые и фиолетовые цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность – достаточно повесить на стену картину, сшить покрывало или подушки, или просто развесить над столом листы цветной бумаги.

·        Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища, сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага стимулируют работу головного мозга.

·        Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

·        Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он этого не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью и т.д.

·        Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка для подготовки были различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренировка ребенка именно в форме тестирования, ведь эта форма отличается от привычных  ему письменных и устных экзаменов.

 

 

·        Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

·        Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

 

·        Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

 

1. пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

2. внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам учащиеся уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

3. если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

4. если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант ответа.

 

·        Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

 


Общаться с подростком. Как?

Само слово «кризис», которое так пугает родителей, переводится с греческого как «решение», «поворотный пункт». Поэтому не стоит бояться кризиса, стоит учиться в нем жить.

Главное для подростка в это время – самостоятельное приобщение к миру взрослых, которое он может достичь только через противопоставление себя родителям. Ему важно чувствовать себя автономным, но одновременно, он очень нуждается в поддержке и признании. Избежать непонимания и разногласий можно в том случае, если семья постепенно приспосабливается к новой ситуации, родители идут навстречу подростку, меняют прежние правила жизни. Серьезные конфликты чаще всего говорят о давних разногласиях, при чем обычно между родителями.

Часто родители радуются, если ребенок едет себя как обычно, не спорит, не пытается настоять на своем и т.п. Действительно ли это повод для радости? Причинами такого поведения могут быть:

-незрелость и инфантилизм ребенка, замедленное половое созревание;

- чрезмерная привязанность к родителям, боязнь отдаления от них, страх «большого мира»;

- особая роль подростка в семье, когда ему «не выгодно» взрослеть(например, ребенок – связующее звено между родителями).

Поэтому делаем вывод: опасаться стоит не конфликтов, а их отсутствие.

Однако конфликтовать надо правильно. Главное в любой ссоре – не переходить на личности, не оскорблять, не обзывать, а говорить прежде всего о своих чувствах ( мне обидно, если ты…, мне не нравится, когда ты…). Если в конфликте вы повышаете голос или, не дай Бог, поднимаете руку, вы расписываетесь в собственном бессилии. А ребенок понимает только одно – на него кричат – это обидно, это не правильно, не вникая в суть ваших претензий. Помните, любое недовольство со стороны подростка, любая угроза (уйду из дома, не пойду в школу) – это прежде всего сигнал бедствия, просьба о помощи, о внимании со стороны родителей. Вы можете это сделать, вы можете помочь своему ребенку.

Совершенно нормальным является развитие подростка со спадами и взлетами и адекватная реакция семьи на это.

В этом возрасте важно установить правильную дистанцию в отношениях между взрослым и подростком. Эта дистанция возникает, когда отношения с родителями не противопоставлены жизни ребенка вне дома, а сосуществуют с ней. Но родителям очень непросто перейти к таким отношениям. Многие родители, боясь потерять контакта с взрослеющим ребенком, начинают многое ему позволять. В итоге, ребенок остается предоставлен самому себе, теряет ориентиры и границы «можно» и «нельзя». А когда не существует рамок, подросток легко подвергает себя опасности, становится заложником сиюминутных желаний, вместо того, чтобы планировать свою жизнь. Родители отвечают за жизнь и здоровье ребенка, и они обязаны ставить ограничения – это вопрос ответственности и безопасности. Следует учесть, что ставить ограничения – это не значит быть бескомпромиссным и твердым, не объясняя свое решение, а настаивая на его выполнении. Слышать ребенка, идти на компромисс (взаимовыгодная договоренность, а не уступка), договариваться – задача хороших, любящих родителей. Для родителей поиск компромисса – это вопрос доверия к ребенку, для подростка – сигнал о том, что у него есть тыл, где его примут всегда, поймут, простят и помогут. Что бы ни случилось, он должен чувствовать, что дома его любят – любого.

 

                                                                                    Педагог-психолог Забродина С. В.

 

Если вас одолели сомнения, замучили конфликты и трудно дышать от обиды, обратитесь за консультацией по телефону 256-94-09.

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 35
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0