Меню сайта
Мини-чат
|
Советы психолога
Как помочь детям подготовиться к экзаменам. Самое главное в ходе подготовки к экзаменам - это снизить напряжение и тревожность ребенка, а так же обеспечить подходящие условия для занятий. · Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибок. · Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате экзамена. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то подросток, в силу возрастных особенностей, может эмоционально "сорваться". · Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния подростка, связанное с переутомлением, стрессом. · Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните, что обязательно чередовать занятия с отдыхом. Оптимальный режим занятий – 40 минут, 10 минут перерыв. В перерыве лучше заняться не умственной, а физической деятельностью: помыть посуду, громко спеть свою любимую песню, потанцевать, слепить из газеты свое настроение, порисовать. В зависимости от того, кто ваш ребенок – «жаворонок» или «сова», пусть занимается преимущественно утром или вечером · Днем можно (и нужно) заниматься и «совам», и «жаворонкам». · Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Хорошо бы ввести в интерьер для занятий желтые и фиолетовые цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность – достаточно повесить на стену картину, сшить покрывало или подушки, или просто развесить над столом листы цветной бумаги. · Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища, сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага стимулируют работу головного мозга. · Помогите детям распределить темы подготовки по дням. · Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он этого не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью и т.д. · Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка для подготовки были различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренировка ребенка именно в форме тестирования, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов. · Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен. · Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться. · Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее: 1. пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу; 2. внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам учащиеся уже предполагают ответ и торопятся его вписать); 3. если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться; 4. если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант ответа. · Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей. Общаться с подростком. Как? Само слово «кризис», которое так пугает родителей, переводится с греческого как «решение», «поворотный пункт». Поэтому не стоит бояться кризиса, стоит учиться в нем жить. Главное для подростка в это время – самостоятельное приобщение к миру взрослых, которое он может достичь только через противопоставление себя родителям. Ему важно чувствовать себя автономным, но одновременно, он очень нуждается в поддержке и признании. Избежать непонимания и разногласий можно в том случае, если семья постепенно приспосабливается к новой ситуации, родители идут навстречу подростку, меняют прежние правила жизни. Серьезные конфликты чаще всего говорят о давних разногласиях, при чем обычно между родителями. Часто родители радуются, если ребенок едет себя как обычно, не спорит, не пытается настоять на своем и т.п. Действительно ли это повод для радости? Причинами такого поведения могут быть: -незрелость и инфантилизм ребенка, замедленное половое созревание; - чрезмерная привязанность к родителям, боязнь отдаления от них, страх «большого мира»; - особая роль подростка в семье, когда ему «не выгодно» взрослеть(например, ребенок – связующее звено между родителями). Поэтому делаем вывод: опасаться стоит не конфликтов, а их отсутствие. Однако конфликтовать надо правильно. Главное в любой ссоре – не переходить на личности, не оскорблять, не обзывать, а говорить прежде всего о своих чувствах ( мне обидно, если ты…, мне не нравится, когда ты…). Если в конфликте вы повышаете голос или, не дай Бог, поднимаете руку, вы расписываетесь в собственном бессилии. А ребенок понимает только одно – на него кричат – это обидно, это не правильно, не вникая в суть ваших претензий. Помните, любое недовольство со стороны подростка, любая угроза (уйду из дома, не пойду в школу) – это прежде всего сигнал бедствия, просьба о помощи, о внимании со стороны родителей. Вы можете это сделать, вы можете помочь своему ребенку. Совершенно нормальным является развитие подростка со спадами и взлетами и адекватная реакция семьи на это. В этом возрасте важно установить правильную дистанцию в отношениях между взрослым и подростком. Эта дистанция возникает, когда отношения с родителями не противопоставлены жизни ребенка вне дома, а сосуществуют с ней. Но родителям очень непросто перейти к таким отношениям. Многие родители, боясь потерять контакта с взрослеющим ребенком, начинают многое ему позволять. В итоге, ребенок остается предоставлен самому себе, теряет ориентиры и границы «можно» и «нельзя». А когда не существует рамок, подросток легко подвергает себя опасности, становится заложником сиюминутных желаний, вместо того, чтобы планировать свою жизнь. Родители отвечают за жизнь и здоровье ребенка, и они обязаны ставить ограничения – это вопрос ответственности и безопасности. Следует учесть, что ставить ограничения – это не значит быть бескомпромиссным и твердым, не объясняя свое решение, а настаивая на его выполнении. Слышать ребенка, идти на компромисс (взаимовыгодная договоренность, а не уступка), договариваться – задача хороших, любящих родителей. Для родителей поиск компромисса – это вопрос доверия к ребенку, для подростка – сигнал о том, что у него есть тыл, где его примут всегда, поймут, простят и помогут. Что бы ни случилось, он должен чувствовать, что дома его любят – любого. Педагог-психолог Забродина С. В. Если вас одолели сомнения, замучили конфликты и трудно дышать от обиды, обратитесь за консультацией по телефону 256-94-09. |
Поиск
Календарь
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |